КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА формирования здоровьесберегающей среды в учреждениях общего среднего образования Шкловского района на 2021-2025 гг.
ПРОЕКТ РЕСУРСНОГО ЦЕНТРА
«Школа - территория здоровья»
ГУО «Черноручская средняя школа Шкловского района»
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Актуальность проекта
Самое ценное, что есть у человека - это жизнь, а самое ценное в его жизни – здоровье, за которое бороться всеми силами становится не только актуально, но и экономически необходимо. Однако в рейтинге жизненных ценностей молодежи здоровье занимает лишь 4 место, вслед за значимостью семьи, дружбы и общения, финансового благополучия. Большинство школьников очень мало знают о своем теле, об особенностях его строения и функциях, о здоровье как главной ценности человека. Из-за отсутствия элементарных знаний молодой человек совершает множество ошибок. К сожалению, очень часто эти ошибки становятся роковыми. Чем раньше у подростка сформируется осознанная необходимость заботиться о своем здоровье, тем здоровее будет каждый конкретный человек и общество в целом. Коллектив школы рассматривает здоровье как цель, содержание и результат педагогического процесса, как условие, фактор и критерий успешности взаимодействия учителей и учащихся в образовательной деятельности.
Проект ресурсного центра «Школа – территория здоровья», носящий комплексный характер, может и должен консолидировать усилия педагогов, руководства школы, самих учащихся и их родителей в деле поддержания здорового образа жизни и физического развития детей.
Наименование проекта
|
Школа – территория здоровья
|
Основные
разработчики
проекта
|
Творческая группа педагогов ГУО «Черноручская средняя школа Шкловского района»
|
Цель проекта
|
- Организация эффективной работы учреждения образования для сохранения здоровья и развития психических, физических способностей учащихся, их оптимальной трудоспособности, социальной активности.
- Построение здоровьесберегающей образовательной среды, функционирующей на основе идеологии культуры здоровья, предполагающей формирование здорового образа жизни и организацию здоровьесозидающего уклада учреждения образования
|
Задачи проекта
|
- отслеживать санитарно-гигиеническое состояние учреждения образования;
- контролировать нормирование учебной нагрузки, объема домашних заданий и режима дня;
- способствовать освоению педагогическими работниками новых методов деятельности в процессе обучения учащихся, использованию технологий урока, сберегающих здоровье учащихся;
- способствовать планомерной организации полноценного сбалансированного питания учащихся с учётом особенностей состояния их здоровья;
- способствовать привлечению системы кружковой, внеклассной и внешкольной работы к формированию здорового образа жизни учащихся;
- внедрять инновационные технологии в образовательный процесс, сохраняющие здоровье педагогов и учащихся;
- способствовать созданию системы физкультурно-оздоровительной работы;
- формировать мотивацию к здоровому образу жизни;
способствовать просвещению родителей в
вопросах сохранения здоровья детей.
|
Сроки и этапы реализации проекта
|
С 01.09.2021 года по 31.08.2026 года
1 этап – подготовительный (1 год):
- Разработка проекта «Школа – территория здоровья»;
- Оценка условий, при которых возможно достижение цели;
- Выявление проблемы и обоснование;
- Осуществление инструктивно-методической работы с участниками проекта.
2 этап – апробационный (2 года):
- внедрение форм и методов здоровьесберегающих образовательных технологий обучения и воспитания;
- систематическая учебная и воспитательная работа по пропаганде здорового образа жизни.
3 этап - контрольно-обобщающий (2года):
- Оценивание результатов работы над проектом;
- Подготовка и формулирование выводов и рекомендаций.
Исполнителями проекта являются:
- руководство школы;
- педагогический коллектив;
- законные представители и учащиеся учреждения образования
|
Ожидаемые
результаты
реализации
проекта
|
- Сохранение и укрепление здоровья учащихся через овладение навыками ЗОЖ, реализацию здоровьесберегающих мероприятий.
- Улучшение физкультурно-массовой работы, организации активного отдыха.
- Сохранение и укрепление здоровья педагогических работников через реализацию здоровьесберегающих мероприятий.
- Улучшение показателей динамики здоровья учащихся:
- сохранения контингента обучающихся отнесенных к 1 и 2 группам здоровья;
- уменьшение количества поведенческих рисков, опасных для здоровья (курение, алкоголь, наркотики);
-удовлетворенность школой детей: родителей и педагогов – комплексностью и системностью работы по сохранению и укреплению здоровья.
Совершенствование материально-технической базы школы (оборудование спортивного зала, зала хореографии, школьной столовой, коридоров, приобретение необходимого спортивного оборудования и инвентаря, оборудование здоровьезберегающих зон )
|
Управление реализацией проекта
Управление реализацией проекта осуществляется директором школы и заместителями директора по учебной и воспитательной работе. Содержательно-методическое обеспечение проекта осуществляется в трех основных формах: а) изучение учебной и методической литературы; б) проведение семинаров по целевому повышению квалификации специалистов; в) телекоммуникационное содержательно-методическое сопровождение.
Итоги деятельности по реализации проекта представляются общественности, пропагандируются СМИ, выставляются на сайте учреждения образования.
Литература
1.Кодекс Республики Беларусь об образовании от 13.01.2011 Г. № 243-З (в ред. Закона Республики Беларусь от 04.01.2014 № 126-З). Статья 41 Охрана здоровья
2. Организация ресурсных центров сохранения здоровья в учреждениях общего среднего образования: Инструктивно-методическое письмо Министерства здравоохранения Республики Беларусь. – 2016 – с.16.
3. Постановление Министерства спорта и туризма Республики Беларусь от 21 декабря 2004 г. № 10 «Об утверждении Правил безопасности проведения занятий Физической культурой и спортом»
4.Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 21 февраля 2005 г. № 177 «Об утверждении Положения об организации питания учащихся, получающих общее среднее образование, специальное образование на уровне общего среднего образования»
5.Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 27 декабря 2012 г. № 206 «Об утверждении Санитарных норм и правил «Требования для учреждений общего среднего образования» и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства здравоохранения Республики Беларусь и их отдельных структурных элементов»
6.Инструкция об организации участия обучающихся учреждений образования в туристских походах и экскурсиях
7.Инструкция «Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата и остроты зрения у учащихся в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего образования», утвержденная Министерством здравоохранения Республики Беларусь от 24 ноября 2009 г. № 058-1109
8.Метод формирования у школьников установки на культуру здоровья: Инструктивно-методическое письмо Министерства здравоохранения Республики Беларусь. – 2013 – с.25
9.Декларация партнерства в интересах здоровья и благополучия подрастающего и будущих поколений. Конференции высокого уровня «Совместная работа в интересах здоровья и благополучия» 7–8 декабря 2016 г., Париж, Франция
10.Закон Республики Беларусь «О здравоохранении» от 18 июня 1993 г.
11.Закон Республики Беларусь«О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 7 января 2012 г. N 340-З
12.Санитарные нормы и правила «Требования для учреждений общего среднего образования», утв. постановлением МЗ РБ от 27.12.2012 г. № 206 (с изменениями и дополнениями)
13.Инструкция по применению «Формирование здоровьесберегающей среды в учреждениях общего среднего образования», регистрационный № 019-1215, утв. 21.03.2016